Из истории флористики

2 июля 2019

«В истории цветов заключается часть истории человечества» — в этих словах немецкого филолога и культуролога  Эриха Ауэрбаха отражена та огромная роль, которую играют цветы в нашей культуре.  Жизнь человека всегда была тесно связана с растениями и цветами.

Можно смело предположить, что именно цветы стали первым украшением человека и его жилища. И возможно, именно красота этого совершеннейшего из творений Природы пробудила в душе кого-то из наших древнейших предков чувство прекрасного, побудив его взять это чудо в свой дом, и тем самым положив начало повсеместному присутствию цветов в жизни людей.

На разного рода памятниках древних цивилизаций — от шумерской и древнеегипетской до цивилизаций Древнего Китая и инков, — изображены растения, которые украшали жизнь человека в те давние времена. В Египте, например, найдены многочисленные изображения растений и цветов на стенах храмов и саркофагах. Археолог Картер, обнаруживший гробницу Тутанхамона, пишет, что самыми прекрасными из многочисленных предметов украшения, вложенных в гробницу, были цветы. Они были как приветствие нам через тысячелетия.

Венки и букеты цветов даже спустя более трех тысячелетий сохранили свою форму и цвет настолько, что позволяли точно установить, в какое время года состоялось захоронение.

Древние египтяне использовали живые цветы и в повседневной жизни. Женщины, навещая друг друга, обменивались цветами. Их прекрасную одежду дополняли цветы в руках и крупные цветы лотоса в волосах. Из Египта традиции и обычаи, связанные с цветами, перешли и в другие страны Средиземноморья.

Во времена античности цветы наделяли особым мистическим смыслом. В честь богини Флоры в Древнем Риме устраивались цветочные празднества, во время которых женщины под звуки труб и литавр состязались в беге и борьбе. Победительниц осыпали дождем из лепестков и в награду вручали искусно сплетенные цветочные венки. Греки предпочитали венки из веток или цветов. Самый красивый цветок располагали всегда в центре венка на лбу.

Наиболее древним искусством цветочной аранжировки считается японская икебана. В Японии ценили не только красоту цветов, но придавали большое значение листьям, веткам, травам.

Наиболее древним искусством цветочной аранжировки считается японская икебана. В Японии ценили не только красоту цветов, но придавали большое значение листьям, веткам, травам. Возникновение искусства икебаны связано с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии синто, находятся в каждом предмете. Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икебана основывалась на философии противостояния двух сил – света и тьмы, символизирующих Небо и Землю. Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII века, после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства, в структуру икебаны был привнесен третий элемент, символизирующий Человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Икебана существенно отличается от других видов цветочной аранжировки тем, что в ней присутствует жизнь с ее бренностью и неотвратимостью. Тонко и чутко отражают японцы в композициях из цветов непрерывность изменений, происходящих в природе, быстротечность сезонов, продолжение развития самих растений.

Черты высокоразвитого в восточных странах культа цветов и методы выращивания цветущих растений переняли и другие народы. В XIII веке в Западной Европе научились разводить цветы зимой в оранжереях. Широкую известность приобрела оранжерея немецкого теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого, в которой зимой цвели розы.

Став еще в древние времена самобытным искусством, цветочная аранжировка впитывала в себя черты каждой последующей эпохи.
Рождались стили, появлялись новые техники составления композиций и букетов. Например, в XVII веке в Европе приобретают популярность цветочные композиции, служащие напоминанием о бренности земного мира, о краткости мига наслаждения, длящегося столько же, сколько жизнь цветка. В галантном XVIII веке в Европе цветы являлись изящным украшением жизни. Они присутствовали повсюду — в декоре интерьеров, живописных панно, костюмах и аксессуароах. Во XIX веке становятся необычайно популярными венки и ленты из цветов, скрепленные при помощи проволоки. Ими украшаются интерьеры дворцов и богатых домов по случаю балов или торжественных приемов. Появляются цветочницы — девушки, владеющие искусством составления цветочных букетов.

Конец XIX–начало XX века становится в Европе и Соединенных Штатах периодом бурного развития искусства цветочной аранжировки. Наряду с модернизацией устройства теплиц и оранжерей для выращивания цветочных культур совершенствуются техники составления букетов и композиций из цветов. Появляются специальные периодические издания, посвященные цветочной аранжировке, издаются книги, целиком посвященные этой тематике.

В конце XIX–начале XX века открываются первые курсы, обучающие созданию цветочных композиций. Именно с этого периода понятие «флористика» включает в себя уже не только раздел ботаники, предметом изучения которого является совокупность видов растений, этим словом обозначается так же искусство создания художественных композиций из цветов.

курсы флористов

Источник: plantopedia.ru


Вернуться на уровень выше